Новости

Home »  О центре

Ограниченность рационального разъятая

• 25.10.2015

Театр XX века по-разному шел к решению этой задачи. И не случайно вокруг вывода Бора возникла полемика в 1977 году. Оппоненты оперировали именами Мейерхольда и Арто. Уже сам по себе этот факт говорит о том, что В. Мейерхольд («и многие его последователи») и А. Арто были верны формуле Бора в своем стремлении снять противоречие между актером и зрителем, включая зрителя в активный творческий процесс (хотя мысль Бора относилась к «драме бытия», а не к театру). Утверждение же Вяч. Иванова о том, что эти режиссеры «претворяют дополнительность лицедея и зрителя в принцип построения спектакля, по меньшей мере спорно, т. к. оно придает термину «дополнительности» смысл, вообще не имеющий никакого отношения ни к боровской физике, ни к боровской теории познания».
Эти споры о включении зрителя в активный творческий процесс не случайно возникли в 70-х годах, когда уже стало очевидно, что театр опять повернулся к актеру, в его творческой природе отыскивая пути постижения цельного, сложного и противоречивого бытия. Но начало этому положено уже в 60-х годах. Очень важную роль здесь играла широта репертуара театра, в котором все большее место начинает занимать прогрессивная мировая драматургия от Б. Брехта до У. Сарояна.
Включение в репертуар произведений прогрессивных драматургов Запада имеет немалое значение в идейно-художественных исканиях сценического искусства этой поры, хотя выбор зарубежных пьес не всегда был продуманным. На сцене Республиканского русского театра было поставлено немало проходных спектаклей на материале далеко не лучших пьес зарубежной драматургии. Промелькнул в репертуаре спектакль «Остров Афродиты» по пьесе А. Парниса, не принесла успеха театру и итальянская пьеса Д. Каллегари «Опаленные жизнью», поставленная Б. Диордиевым.
Театр прошел мимо богатого наследия Б. Брехта, редко и случайно включал в репертуар произведения драматургии социалистических стран.
В актив театра можно включить лишь отдельные постановки зарубежной драматургии. Это - «Избиение младенцев» У. Сарояна, «Физики» Ф. Дюрренматта, «Жаворонок» («Жанна») Ж. Ануя, «Ночная повесть» К. Хаинского.












25.10.2015 Поразительна степень достоверности

25.10.2015 Режиссер Е. Диордиев

25.10.2015 Бережное следование авторской логике

25.10.2015 Осознание силы героя

25.10.2015 Серьезные ошибки спектакля «Дни нашей жизни»

25.10.2015 ТЕАТР ПРОДОЛЖАЕТСЯ

25.10.2015 Освещение сцены

25.10.2015 Вывод спектакля

25.10.2015 Перенос на русскую сцену театральной системы Эдуардо де Филиппо

25.10.2015 Атмосфера судилища, атмосфера «избиения младенцев»