Поразительна степень достоверности
• 25.10.2015Иными словами, как будто «неуправляемая режиссером, бесформенная жизнь актеров-персонажей» отливалась в строгие формы сценического действия. И действительно, в первой части спектакля очень хорошо играли почти все его участники, фиксируя на сцене не только сиюминутность чувств и переживаний своих героев, но и закладывая фундамент сложнейшей проблематики для здания второй части спектакля. Так, центральным в эпизодах до страшной вести, до ранения Ленина, становился разговор об опасности мелкобуржуазной стихии в партийных рядах, где в уста Крестинского автор вкладывает слова о том, что «в наших же комиссариатах сидит чиновничья сволочь, поплевывает в потолок, потом перезванивается, выясняет, где местечко потеплее, своего дружка рекомендует».
Вершиной спектакля становится вторая половина первого акта, где режиссеру удается воссоздать напряженнейшую атмосферу острой тревоги всех участников спектакля и всего зрительного зала за жизнь тяжело раненного Ленина. В этих сценах спектакль поднимался до такого эмоционального накала, что если сравнивать работу лермонтовцев с другими сценическими версиями пьесы М. Шатрова, она, безусловно, выигрывает в этой своей части даже в сопоставлении с прославленным спектаклем «Современника».
Но во втором действии драматизм спектакля несколько снижается. Спор о красном терроре не становится нравственной кульминацией спектакля, хотя и в этих сценах игра отдельных актеров заслуживает самой высокой оценки, особенно Р. Вецнера в роли Луначарского.
Страстный и бескомпромиссный спор революционного поколения, если воспользоваться словами Блока, «страшных лет России», которое «забыть не может ничего», которое извлекает из памяти истории нравственные и классовые уроки, дерзко и талантливо написан М. Шатровым. Но создатели спектакля, которые только что так успешно решили труднейшую художественную задачу приобщения современного зрителя к трагическим переживаниям черного дня - покушения на Ленина словно бы уже считают свою задачу выполненной. По сравнению с эмоциональным потрясением первой половины спектакля, его вторая часть звучит холодновато и отстраненно.
25.10.2015 Страстный и бескомпромиссный спор революционного поколения 25.10.2015 Включение в репертуар произведений прогрессивных драматургов 25.10.2015 Бережное следование авторской логике 25.10.2015 Неуемный темперамент актера 25.10.2015 Режиссер Е. Диордиев 25.10.2015 ТЕАТР ПРОДОЛЖАЕТСЯ 25.10.2015 Освещение сцены 25.10.2015 Перенос на русскую сцену театральной системы Эдуардо де Филиппо 25.10.2015 Литература 70-х годов 25.10.2015 Обращение к пьесе прогрессивного американского драматурга Сарояна