Бережное следование авторской логике
• 25.10.2015Положительно оценили актерские работы спектакля большинство рецензентов. И действительно, в первой половине сценического действия исполнителям удавалось в привычных приемах психологического реализма правильно наметить характеры своих персонажей. Как правильно писал О. Мацкевич в «Казахстанской правде», «чем дальше присматриваешься к странной жизни «Вишневого сада», тем больше убеждаешься в том, что его обитатели не такие уже больные, как нам кажется вначале». И зритель с напряженным вниманием изучал этих людей, потому что создатели спектакля обращались к нему как к умному и честному собеседнику.
Но эта интонация не спасает актеров во второй половине пьесы, где становится очевидным то, что театр так и не смог до конца отказаться от привычного типа традиционной драмы, которую сам автор называет «шиллеровской».
Протагонист у Ф. Дюрренматта осознает своим врагом не персонифицированного носителя зла, конкретного героя вроде Франца Моора, а всю современную действительность. Все собравшиеся в стенах лечебницы- и сама жертва в лице Мебиуса, и охотники за ним в лице «Ньютона» и «Эйнштейна» - оказываются пленниками мощного военного концерна, больные пациенты гениальными мыслителями и учеными, а их заботливая врач - главой человеконенавистнической организации. И несвязные слова, которые говорили сумасшедшие: о радиоактивности, о людях, превратившихся в мумии, о холодном блеске мертвых звезд - воспринимаются «осознанной выстраданной болью за судьбы человечества».
Иными словами, у Ф. Дюрренматта история гротескна, она обнаруживает свою суть в сжатом, сконцентрированном виде. А действие спектакля, решенного театром в традиционном «реалистическом» ключе, оставляет образы героев, особенно во второй половине спектакля, лишенными необходимого обобщения.
Самым точным актерским попаданием стала работа Н. Трофимовой, сыгравшей роль старшей медицинской сестры Марты Боль. Критика назвала актрису «идеальным исполнителем»; «одна лишь Н. Трофимова в роли старшей сестры «выбивается» из натуралистического тона спектакля. Это действительно обобщение, это - символ. Автоматизм движений, черствость, безэмоциональность, подчиненность порядку».
25.10.2015 Вывод спектакля 25.10.2015 Включение в репертуар произведений прогрессивных драматургов 25.10.2015 Обращение к пьесе прогрессивного американского драматурга Сарояна 25.10.2015 Актерские работы спектакля 25.10.2015 Современный этап жизни мирового прогрессивного театрального искусства 25.10.2015 Осознание силы героя 25.10.2015 Мрачный и парадоксальный гротеск Ф. Дюрренматта 25.10.2015 Страстный и бескомпромиссный спор революционного поколения 25.10.2015 Поразительна степень достоверности 25.10.2015 Неуемный темперамент актера