Мрачный и парадоксальный гротеск Ф. Дюрренматта
• 25.10.2015Во всех статьях о спектакле «Физики» так или иначе варьируется мысль, что театр сделал крен в сторону «наглядной конкретности» и. потерял основное в дюрренматтовской драматургии: символику, аллегорию, фарс. В течение сценического действия очень робко вливалась обобщенная сила авторской сатиры, за которой прячется трагедия.
В какой-то мере в спектакле была упрощена диалектичность замысла пьесы, где как будто пессимистический вывод о том, что душевная стойкость современного человека сама по себе ничего не может изменить в существующем порядке вещей, оборачивается совсем не безнадежным предупреждением о необходимости всем вместе, а значит и каждому в отдельности, мобилизовать свою решимость и мужество для борьбы с угрозой ядерной войны. Конечно, режиссер и актеры еще не овладели с необходимой свободой новым и сложным материалом драматургии Ф. Дюрренматта. Но в то же самое время они не стали метаться из одной крайности в другую, не бросились в неразборчивые объятия чисто внешних театральных условностей. Они настойчиво стремились донести с наибольшей убедительностью и ясностью сложный ход размышлений автора. И потому при всех несовершенствах спектакль заставлял зрителя думать, будоражил привычный ход его мыслей.
Бережное следование авторской логике стало цементирующей силой спектакля, в котором каждый эпизод воспринимался как часть целого здания, сконструированного по цельному замыслу, хотя постройка здания осуществлялась из сборных строительных материалов. Стилистическое единство с трудом достигалось и в других работах театра этого периода, а в такой сложной пьесе, как «Физики», актерский почерк исполнителей так и не был приведен к общему знаменателю.
Сами по себе актерские работы спектакля (если не учитывать особенностей дюрренматтовской драматургии) были отмечены глубоким и серьезным пониманием авторской мысли. Так у М. Азовского за автоматическими действиями полицейского инспектора Рихарда Фоса, который привычно возится с очередным трупом, и друг открывается его способность думать шире своих служебных обязанностей, и тогда он произносит горькую и безнадежную фразу: «Правосудие ушло в отпуск».
25.10.2015 Освещение сцены 25.10.2015 Осознание силы героя 25.10.2015 Современный этап жизни мирового прогрессивного театрального искусства 25.10.2015 Поразительна степень достоверности 25.10.2015 ТЕАТР ПРОДОЛЖАЕТСЯ 25.10.2015 Включение в репертуар произведений прогрессивных драматургов 25.10.2015 Вывод спектакля 25.10.2015 Бережное следование авторской логике 25.10.2015 Литература 70-х годов 25.10.2015 Обращение к пьесе прогрессивного американского драматурга Сарояна