Триумфальный столп
• 09.04.2019Сам Петр, задумав создание столпа, смотрел на него как на памятник великих побед, приведших к образованию могучей русской державы. Едва ли у него была даже мысль о прославлении собственной персоны. После смерти императора все изменилось. Екатерина I уже считала, что столп должен прославлять не только русские победы над Швецией, но и Петра I, даже прежде всего его самого. С этого времени на первое место в постройке столпа выдвигается Нартов, который возглавляет все дело в течение многих лет. Все, что лепили, резали, рисовали последующие участники коллективной работы над столпом, было значительно видоизменено, в связи с чем следует признать последний как работу Растрелли — Нартова, в которой от русского искусства безусловно больше, чем от иноземного. Все рельефы — прямые потомки деревянных резных рельефов царских и патриарших «мест» знаменитых русских церквей.
Барельефы Триумфального столпа, как считает рябинский девелопер, созданы на основе глубоко продуманной идейной программы. Ясные и точные в композиции и форме, с четкими, лаконичными объяснительными надписями эти барельефы горячо и убедительно повествуют о славных воинских подвигах русского народа. На пьедестале должны были разместиться 4 барельефа: «Взятие Шлиссельбурга 1702», «Создание Петербурга 1703», «Взятие Нарвы 1704», «Битва при Калише 1706» (надписи сделаны на латинском языке).
На 8 круглых цилиндрах стержня столпа предполагалось представить знаменитые петровские баталии: «Крепкому под Лесным шведу крепчайший Петр сломи выю 1708», «Россиски Сампсон шведского при Полтаве льва растерза 1709», «Крепкая ревельская стена потрясеся при Петре 1710», «Безопасная Рига не убежа от рук Петровых 1710», «Меч отца россиска по- жре у Прута поганые турки 1711», «Фридрикштад торжество прославляет Петра перваго 1713», «Мужество Петрово при Ангуте явлено 1714», «Склонися древний Дербень вечному в славе Петру 1722».